Какую роль в малышовой жизни играет такой, казалось бы, совсем неважный и незначительный процесс, как ползание?
На фоне такого значительного «шагового» достижения недолгий этап ползания часто или вовсе не замечается родителями, или «перешагивается» самим малышом. Этап этот, конечно, недолгосрочный, но ведь и он имеет свое место в истории развития крохи, и он требует внимания и времени! Так что же лучше — ходить или ползать?
По науке
День за днем растет малыш, а вместе с ним растет и его интерес к окружающему миру — вчера он с любопытством разглядывал и трогал яркие игрушки, которые родители любезно предлагали ею вниманию, а сегодня ему хочется самостоятельно двигаться, исследовать неизведанные домашние просторы. Конечно, ножкохождение — наука пока недостижимая для полугодовасика, а вот ползание оказывается вполне доступным способом передвижения. Оно помогает малютке не только добраться до нужного местечка, но и. что самое интересное, играет немаловажную роль в процессе развития и формирования его опорно-двигательного аппарата. Такой вид передвижения учит малыша использовать одну часть тела для уравновешивания другой, что. в свою очередь, стимулирует развитие головного мозга и ассоциативных связей между двумя полушариями (с этим связана нормальная координация движений при ходьбе, беге, письме и тд.). Кроме того, ползание влияет и на психическое развитие малыша: ползая, кроха изучает самого себя и устанавливает границы своих физических возможностей. Оттого, овладел ли маленький человечек наукой ползать, зависит развитие важнейших качеств гармоничной личности (целеустремленность, самостоятельность, целесообразность и т.д.), которые в дальнейшем помогут повзрослевшему малышу реализовать себя и найти свое место в жизни.
Но, к сожалению, иногда в силу различных причин двигательная активность крохи может быть ограничена. Часто торможение развития навыков ползания связано с тем, что малютка болен рахитом — и вызываемая им мышечная слабость делает процесс передвижения невозможным, неприятным и даже болезненным. Повышенный или пониженный мышечный тонус тоже может служить причиной «неползания» — в этом случае хорошим средством, стимулирующим развитие опорно-двигательного аппарата малыша, послужит курс гигиенического массажа. Нередко торможение активной деятельности связано и с излишним весом крохи (чаше всего это случается с малышами, находящимися на искусственном вскармливании). В этом случае родителям необходимо обратить внимание па питание малютки и постараться организовать массажно-гимнастический досуг, который поможет укрепить его опорно-двигательный аппарат.
Кроме всего прочего, родительское непонимание, бедность эмоциональных контактов взрослых с малышом, формальное обращение и общение с ним также могут послужить причиной торможения развития навыков ползания. Ведь в этом случае у малютки угасает живой исследовательский интерес к окружающему миру, он и сам не проявляет желания «двигаться вперед».
Безвыходной эту ситуацию, конечно, назвать нельзя, но положительных результатов можно добиться только в том случае, если родители сами спустятся с высоты «взрослости» на уровень малыша и своей двигательной активностью подадут ему «заразительный» пример. Ведь, к сожалению, обыкновенный недостаток родительских знаний об основных этапах психического и физического развития ребенка часто приводит к тому, что любящие свое чадо мамы и папы просто-напросто не понимают его и не создают подходящих условий для развития его физических и психических навыков.
Учиться никогда не поздно
Обычно уже в шесть-семь месяцев малышу становится «неинтересно» просто двигать ручками и ножками, а хочется чего-то новенького — перевернуться на животик, дотянуться и доползти до заинтересовавшего его предмета. Одни детки осваивают этот новый для них способ передвижения раньше, другие позже, но в любом случае этот первый «ползущий» день должен иметь место в жизни каждого человечка. Ползают малыши по-разному — некоторые ползут только назад, другие исключительно вперед, а иным, как ни странно, очень удобно двигаться вбок. Со временем кроха выбирает именно тот способ, который наиболее удобен и лучше всего подходит для него — к примеру, он может ползти, выпрямив ручки и ножки или согнув их.
В какой именно момент своей жизни малыш пополз, особого значения, конечно, не имеет, но важно, чтобы до начала устойчивой и уверенной ходьбы он проползал хотя бы несколько месяцев (за это время как раз успеют сформироваться его важные физические и психические навыки).
Для освоения малышом науки ползать уже с четырех месяцев его можно «спускать» на пол — так, чтобы наименьшую часть бодрствования он оставался в кроватке. Если домашние полы не застелены ковролином или теплыми паласами, родителям стоит обзавестись туристическими пенопластовыми ковриками, на которых малышу будет не холодно и очень комфортно. Обустроив место для «ползающих» занятий и нарядив малютку в свободную, не стесняющую его движений одежду, можно приступать и к практикуму.
1. Разложите на разном расстоянии от малыша яркие игрушки и предметы, которые могли бы заинтересовать его (их должно быть не более трех-четырех — так, чтобы учащийся не потерял к ним интерес). Расстояние необходимо рассчитывать так, чтобы часть предметов малыш мог достать ручкой, а другие — только при движении вперед.
2. Время от времени взрослому участнику занятий необходимо как бы подманивать малютку лежащей в отдалении игрушкой (сначала кроха будет тянуться за ней, вращаться вокруг себя на животике, пробовать переворачиваться на спинку и обратно, вставать на четвереньки; как бы -прицеливаясь» к предмету-приманке, раскачиваться и пытаться двигаться вперед).
3. После освоения прямоползания, малыш сам старается научиться ползать в нужные ему стороны — и через месяц-другой из не умеющего самостоятельно двигаться человечка получается настоящий ползающий специалист.
И, конечно, не следует забывать и о вопросе безопасности — в период активного самостоятельного передвижения малыша родителям необходимо будет с особой тщательностью следить за чистотой пола и убирать из «Зоны малышовой досягаемости» все опасные предметы, встреча с которыми была бы для него нежелательной.
Ой как нелегки первые шаги
Конечно, с ползания только начинается активная «двигательная жизнь» малыша, но именно оно поможет маленькому человечку научиться ориентироваться в пространстве, координировать свои движения, держать равновесие, а значит, окажет большую помощь в освоении другой, не менее сложной и важной пауки — прямохождения. Всему свое время, на каждом этапе развития кроха учится и достигает все новых и новых результатов: вчера он дотянулся, дополз до привлекшей его внимание игрушки, а сегодня этого уже недостаточно — и он, подражая взрослым, изо всех сил старается самостоятельно встать на ножки и сделать свой первый шаг.
С поддержкой стоять малыш обычно начинает между седьмым и девятым месяцем, а вот надеяться только на свои ножки ему придется не раньше 9—12-го месяца (только к этому времени мышцы и связочки малышовых ножек привыкнут к новой для них нагрузке). Некоторые малыши овладевают навыком прямохождения раньше, другие позже, хотя беспокоиться (конечно, в случае нормального развития) и специально стимулировать первый шаг малютки нет необходимости. В этом случае самое правильное — создать дома такие условия, при которых малышу будет предоставлена свобода действий…
1. Крохе необходимо выделить специальный уголок или отдельную комнатку, где бы он мог беспрепятственно двигаться в нужном ему направлении.
2. Детский уголок следует обставить таким образом, чтобы при необходимости малютке было удобно упираться ручками о мебель и разные предметы.
3. Бьющиеся, опасные для здоровья и жизни малыша вещи лучше всего убрать из его «двигательной зоны», поставить заграждения на окна, заглушки на розетки, специальные блокировки на ящики и дверцы шкафов.
4. Предоставляя маленькому человечку свободу перемещения по дому, родителям не следует забывать и о собственной роли в процессе усвоения науки ходить: хорошо, если мама или папа помогают малютке, уча и показывая ему различные движения, просят его выполнить то или иное действие, контролируют и направляют первые «шаговые» движения.
Необходимо помнить и о том, что важное место в жизни детей занимает игра: играя, они воспринимают окружающий его мир и реагируют на него. Поэтому в родительских силах сделать первый шаг малютки волшебным и незабываемым: удостоверившись, что малыш крепко стоит па ножках, отойдите от него на некоторое расстояние, улыбнитесь, позовите его, покажите новую, интересную, специально приготовленную к этому знаменательному дню игрушку. И, безусловно, первый крохотный шажок маленького человечка станет очередным шагом к пониманию, доверию и любви!
Елена Федосеева
Ох уж эти девочки! Заметки начинающей мамы (10-12 месяцев)

Мы знаем, что можно оседлать велосипед и съесть яблоко, но никто не пытается сделать наоборот... Кажущиеся взрослым очевидными, многие вещи с точки зрения детей требуют многократной проверки. Прежде чем понять, что большая формочка не влезет в маленькую чашку. Маша упорно запихивала ее, не отступая... ⇒
Добавить комментарий