Слышала, что психологи советуют родителям трудных подростков непременно завести собаку. Так ли это на самом деле?
Финогенова М. А., г. Санкт-Петербург
На вопрос читательницы мы попросили ответить зоопсихолога, преподавателя Ветеринарной академии, действительного члена Международной медицинской научной сети Наталию Дмитриевну Криволапчук.
Начну с того, что еще знаменитый Конрад Лоренц, автор известных книг об общении человека с собакой доказал, что собаки очень похожи на нас в своих социальных отношениях, да и вообще по многим нормам жизни. Именно эта общность человека и собаки делает их для нас совершенно незаменимыми. Ребенок, подросток, для которого очень важна правильная социализация, в общении с собаками как бы тренирует свои социальные представления. Поэтому, чем хуже обстановка в семье, чем труднее получить в ней поддержку, тем больше тяга подростка к собакам. Взрослый человек также может получить многое от собаки, часто этого не понимая и под влиянием чисто бытовых факторов отказываясь от общения с ней. У подростка же эта тяга к собаке может быть настолько сильной, что дети буквально крадут собак, потом возвращают их хозяевам, но все-таки хотя бы на час они чувствуют себя обладателями и друзьями собаки.
Общение подростков с собаками можно организовать. Я мечтаю о такой работе на базе приюта для животных, чтобы ребята, испытывающие тягу к собакам, приходили в приют и могли с ними заниматься под руководством опытного зоопсихолога, делали бы и то, что нужно собакам, и то, что дает плюсы в развитии ребенка. Поскольку сегодня это все пока, к сожалению, только в мечтах и проектах, я рекомендую родителям, которые видят большую тягу своих подростков к собакам, отважиться на то, чтобы завести собаку дома. Все трудности содержания собак сильно преувеличены, и всегда можно подобрать породу, которая даст человеку гораздо больше, чем создаст сложностей. Подчеркну, что дело не только в безусловно полезных для здоровья положительных эмоциях, но и в тех психических особенностях, которые помогает развивать собака, что для подростка крайне важно. Собака помогает развить и дисциплину, и управление собой и своим поведением, и умение принимать взвешенные решения. Например, если я выхожу на улицу с овчаркой или с маленькой собачкой, то мое поведение будет сильно различаться. В первом случае я больше всего буду думать, как бы пес не напугал кого-то из окружающих, а во втором случае я буду, конечно же, в первую очередь заботиться о том, чтобы защитить маленькую собачку от каких-то неприятностей. Таким образом, собака ставит нас в такие условия, что мы должны развивать в себе определенные качества. С собакой нельзя быть расхлябанным или полагаться на «авось», то есть собака воспитывает и развивает дисциплинированность, умение брать на себя ответственность и планировать свои действия, а также предвидеть их последствия и результат. Это сказывается на всех областях жизни, в том числе и на учебе, и на взаимоотношениях с людьми. Надо отметить, что процесс положительных изменений в поведении и даже в характере идет легко, потому что подросток в силу своих возрастных особенностей сам активно ко всему приспосабливается и активно учится жить. Главное во всем этом — правильно наладить общение с собакой.
Я считаю, что основные бытовые необходимости может взять на себя подросток. Дело в том, что собака по-разному относится к детям до 11-12 лет и после этого возраста. После 12 лет ребенок, то есть подросток, уже имеет право командовать собакой; он еще не принимает ответственных решений, но в тех рамках, которые ему отвели родители, вполне может командовать, и собака примет это его командование. После 14 лет подросток — это уже человек, который может отвечать за поведение собаки. И собака, даже крупная, активная, примет подростка как хозяина. У маленького ребенка возможности, конечно, ограничены — он один и гулять с собакой не пойдет, и даже маленькую собачку не сможет защитить.
Мой сын начал общаться с собаками, когда ему было 15 лет, и могу сказать, что, возможно, более половины всех воспитательных результатов дали собаки, а не мама и не папа.
Добавить комментарий