Знания об окружающем мире подразделяются на два вида. В первую очередь — это действительно знания о всем том, что окружает человека (материальный мир и процессы, происходящие в нем); во вторую очередь — это знания о себе самом, об устройстве и работе человеческого организма (тела и сознания). Отсюда сознание человека, как инструмент познания мира и ориентации в нем, имеет две направленности — внешнюю и внутреннюю. Таким образом, условно можно говорить о внешнем и внутреннем сознании человека.
Внешнее сознание (чувства, банки памяти, ум) направлено на окружающий человека мир и позволяет ему добывать знания об этом мире и максимально приспосабливаться к нему, постигать его законы, вести успешную внешнюю деятельность. Внешнее сознание «нарабатывает память», формирует ум и интеллект. Его работу можно ощутить в виде того или иного ответа человека на какой-либо стимул из внешней среды (пошел дождь — надо прятаться).
За счет этого сознания мы научились ориентироваться и жить.
Внешнее сознание позволяет человеку узнать многие закономерности, происходящие в природе, и научиться использовать их для улучшения качества собственной жизни. С его помощью мы приобретаем профессию и многое-многое другое.
Внешнее сознание подавляющего большинства людей сформировано «ментальными прессами» семьи (в которой человек родился и вырос), группы (круг сверстников), коллектива (в котором пришлось работать), традиций, обычаев и общественно-политического строя общества, в котором он живет.
В зависимости от того, насколько сильно выражено и на какой предмет или предметы сориентировано внешнее сознание человека, оно приобретает свои характерные черты. Например, люди имеют свои увлечения (любимое занятие, времяпровождение и т. д.) и уделяют им разное количество внимания. Есть заядлые рыболовы, любители азартных игр, фанаты работы, автомобилей, собирательства, приверженцы разных оздоровительных систем, болельщики и т. п.
У некоторых людей внешнее сознание выражается так: весь мир для меня, а у других проявляется в бережном отношении к окружающей среде. Таким образом, внешнее сознание человека выражает его эгоистические устремления, что является одной из главных черт сознания или характера человека.
Внутреннее сознание, или просто самосознание — те же чувства, банки памяти, ум. С помощью самосознания человек постигает (в широком смысле слова) устройство и функционирование собственного организма — физического тела и полевой формы жизни. Используя самосознание, человек разбирается (в узком смысле слова) в устройстве собственного сознания, его эволюции, процессах и их воздействии на собственный организм. Его работу можно почувствовать как информационноэнергетический процесс, анализирующий свои собственные мысли, поступки и т. п.
Самосознание позволяет нам узнать, почему мы такие, какие есть, а не другие, и что надо сделать для того, чтобы измениться. С его помощью мы узнаем и то, а зачем нам вообще нужно меняться и что мы от этого приобретем. Разберем самосознание более подробно.
Самосознание включает в себя три взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль и самосовершенствование.
Самопознание складывается из самонаблюдения и самооценки.
Самонаблюдение подразделяется на два вида. Первый вид — это когда человек как бы со стороны наблюдает за собой, своей деятельностью. Однако поводом для подобного наблюдения за собой является наблюдение за окружающими его людьми. Например, наблюдательный человек видит, что когда человек имеет плохую осанку, это создает неприятное впечатление о нем; бестактное, вызывающее поведение также отталкивает людей; грубое слово, действие, неопрятный внешний вид заставляют людей избегать такого человека. И наоборот, статный человек привлекает взоры людей, создает приятное впечатление о себе; дружелюбное, уступчивое поведение располагает людей к этому человеку; понятие, поддержка, опрятность привлекают людей к данному человеку. В результате подобного наблюдения за другими человек стремится подражать таким людям, а значит, наблюдает за собой, своими поступками «со стороны». Это становится одной из характерных черт его сознания.
Этот вид самонаблюдения может показать человеку, что у него имеются странные, нелогичные, нецелесообразные действия, особенно в некоторых ситуациях. Для того чтобы разобраться, почему они возникают, необходим другой вид самонаблюдения.
Второй вид самонаблюдения более «высок и сложен» и заключается в том, что человек (с помощью аналитического ума) наблюдает за процессами, происходящими внутри собственного сознания, за их индивидуальными особенностями, тем самым познавая собственное Я, свое сознание, полевую форму жизни. Наблюдая за течением собственных мыслей, желаний, эмоций, вы познаете их истоки, способы влияния на самого себя, чтобы устранить нежелаемое. Это другая важная черта характера.
В результате такого двойного самонаблюдения человек сам себя познает, что позволяет ему сделать дальнейшие шаги — самому себя оценивать, контролировать и совершенствовать. Степень самооценки, самоконтроля и высоты самосовершенствования — важные слагаемые характера любого человека.
Самооценка позволяет правильно оценивать себя как личность, уяснить себе свою собственную значимость для семьи, коллектива, в котором работаешь, государства, в котором живешь, и так далее. Помните слова А. С. Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа».
Мыслительный процесс самооценки позволяет критически относиться к самому себе, к собственным недостаткам, вырабатывает умение ставить перед собой реальные цели и добиваться их осуществления. В результате самооценка собственной значимости влияет на направление мыслей, чувств, поведения и деятельности. Все это проявляется на семейном, коллективном, народном и более высоких уровнях и является одной из главных черт характера человека.
Очень важно правильно произвести собственную самооценку и не ввести самого себя в заблуждение. Слабость, снисходительность, нетребовательное отношение к себе, стремление постоянно оправдываться, иллюзии, самоустранение — вот основные критерии занижения самооценки. О таком человеке говорят, что он имеет слабость в характере, слабоволен.
Излишняя самоуверенность, чувство неуязвимости, само- выпячивание, представление себя благотворителем говорят о том, что самооценка сильно завышена. Здесь речь идет о сильных эгоистических чертах характера. Как в первом, так и во втором случае вам доставит неприятность общение с людьми, имеющими эти черты характера.
Самоконтроль позволяет управлять процессами, протекающими в сознании человека: контролировать свое мышление, настроение и поведение. Степень самоконтроля у каждого человека неодинакова и зависит от наличия специального образования, воспитания, индивидуальной конституции.
Самоконтроль является главным условием совершенствования своего характера и его важной отличительной чертой.
Самосовершенствование — процесс улучшения всех качеств личности с целью приближения к воображаемому идеалу. Каждый человек сам для себя создает образ такого идеала, к которому он стремится. Отсюда вытекает понятие стремления к истинному и ложному. Под истинным обычно понимались вечные ценности, а под ложным — преходящие. Например, если человек стремится иметь самое красивое тело, при этом отлично понимая, что оно со временем состарится и разрушится, — он выбрал ложное направление. Телу необходимо уделять ровно столько внимания, чтобы оно было здоровым, но не более. А вот наработка нравственных качеств, избавление от дурных привычек — истинная работа над собой в этой жизни. Плоды этой работы над собой скажутся в самое ближайшее время.
Идеализация чего-либо (идей, отношений, понятий и т. д.) в своем сознании является важнейшей чертой характера, по которой судят о человеке.
И очень и очень важно не запутаться в ложных ценностях, навязываемых нам современным обществом, не тратить свою жизненную энергию на поддержание того, что бесполезно и даже вредно. В связи с этим надо разобрать, что собой представляет интеллигентная жизнь, а что духовная.
Слово «интеллигентный» означает образованного и культурного человека. Такой человек живет в том обществе, которое он «застал» и которое сформировало его с помощью «ментальных прессов» (поведения в семье, образования в школе, образа жизни в обществе). В итоге он своими умственными установками продолжает поддерживать сознание этого общества, в котором кому-то хорошо, а кому-то плохо и в котором в конце концов наступает неудовлетворение, разочарование, а стиль жизни подчинен разным условностям и принудителен.
Духовная жизнь совершенно отлична от интеллигентной и подразумевает «очень осторожную жизнь». Человек потребляет ровно столько, сколько ему необходимо для жизни, и не ущемляет права на жизнь других существ, не разрушает окружающей природы. В духовной жизни нет понятий «лучший и худший», «важный и ненужный». Стиль жизни добровольный, а не принудительный, свободный от разных условностей. Высокодуховный человек даже не может плохо мыслить, ибо это разрушает на причинно-следственном уровне «ткань Космоса», создает там возмущения.
Большинство людей под самосовершенствованием подразумевают в основном совершенствование профессиональных качеств и, как правило, живут «по течению», которое существует в данном обществе (детский возраст с его формами воспитания, зрелый возраст с его правилами поведения, зарабатыванием на жизнь, бытом и т. п.).
Религиозные предписания общества призваны совершенствовать душевные качества человека, но они претерпели такие качественные изменения (особенно западного общества), что переродились в интеллигентную жизнь и не меняют сущность человека (стало модным посещать храмы, но при этом вести прежнюю безнравственную жизнь).
Внутреннее сознание подавляющего большинства людей, как и внешнее, формируется под воздействием вышеописанных «ментальных прессов», которые бытуют в обществе. В свете этого человек познает себя, контролирует и совершенствуется, выбирает себе идеалы, посвящает жизнь чему-либо или просто «плывет по течению». В связи с развитием внутреннего сознания выбирается одно из следующих направлений жизни, которое становится ведущей чертой в характере человека: служение Богу (священники), служение Отечеству (воины), служение государству (чиновники), служение капиталу (банкиры, промышленники, торговцы), «плывущие по течению» — живем да и ладно, служение другим людям (медики, учителя, представители других обслуживающих профессий) и, наконец, эгоистичные люди, которые живут только для удовлетворения своих чувственных и интеллектуальных интересов. Таким образом, формируется характер каждого конкретного человека, круг его общества, особенности мышления.
Человек мыслит и действует в соответствии с установками, вложенными в сознание общественным сознанием, коллективным сознанием, групповым сознанием и семейным. В итоге сознание человека становится сценой, на которой разыгрывается драма (цепь событий, носящая комический и трагический характер) под названием «жизнь». А «играют» на этой сцене мысли, чувства, настроения, эмоции и желания — обязательные атрибуты каждого характера. Вот только проявляются они у каждого человека по-разному.
Немного поговорим о «менталитете» общества. Во-первых, информационным средством, выразителем мысли является язык, на котором общаются люди между собой. Поэтому надо в первую очередь выучить язык (и письмо) для общения. Во- вторых, сознание человека начинает формировать семейный уклад. Семейный уклад вкладывает в сознание человека то, как мужчина должен общаться с женщиной, а женщина с мужчиной; как родители должны общаться со своими детьми, а дети с родителями; взрослые в кругу семьи между собой и дети в кругу семьи между собой. Формируется шкала ценностей, в которую входит понятие «хорошая» и «плохая» жизнь. В-третьих, сознание человека формирует родовой и местный уклад. Как надо общаться с родственными семьями и людьми, а как с чужими семьями и людьми, проживающими вблизи от вас (соседями) и вдали (вообще в другом месте). А также понятие «важный», «авторитетный», «обычный», «никчемный» и т. п. человек. В-четвертых, сознание человека формируют народные обычаи: правила поведения и общения в зависимости от занимаемого места в обществе (благосостояние, профессия, степень полезности для общества); обычаи принимать пищу; как поступать при заболевании; религиозные взгляды; моральные нормы; правила общения с другими народами (особенно имеющими другой язык, религиозные взгляды) и т. п.
Все эти особенности формируют моральные и нравственные понятия, такие как «справедливость», «праведная жизнь»; что входит в понятие «правды», «обмана», «долга», «чести», «совести», «благородства» и многих других особенностей человеческой жизни, человеческих отношений. Человек знает, что любая жизненная ситуация, в которой он находится, имеет два решения — справедливое и несправедливое. Справедливое решение воспринимается сознанием человека как норма и не вызывает в нем никаких возмущений. Несправедливое, ущемляющее права человека решение, напротив, вызывает в сознании бурю эмоций, особые состояния, которые разрушающим образом действуют на полевую форму жизни, а через нее на функции и органы. Так возникают психосоматические заболевания. «Психо» — душа, «сома» — тело, то есть волнения сознания порождают болезни тела.
Вывод. Характер человека строится на основании внешнего и внутреннего сознания. Он состоит из трех «половинок». В одну входят чувственные ощущения и «приятная» возможность к их стимуляции (человеческая воля). Во вторую входят моральные и нравственные понятия хорошего и плохого, доброго и злого (Божья воля и дьявольская воля). В третью — как сам человек ко всему этому относится, чему уделяет больше внимания: следует чувственным ощущениям или их контролирует, отличает добро от зла и делает свой выбор. Это зависит от степени самоконтроля и образованности человека.
Гимнастика для нервных

Бывало, что от усталости меня начинали раздражать малейшие пустяки. Не получала удовольствия от того, что делала. На сердце - тяжесть и тоска. Моя подруга, психолог по образованию, объяснила мне доходчиво, что со мной происходит и как с этим бороться. Запас антистрессовой прочности у... ⇒
Взаимосвязь болезней и характера человека

Только сейчас я поняла, почему у меня часто болело горло. Оказывается, тому виной были моя обидчивость и недовольство. С ними я справилась, все это уже в прошлом. Еще я не могла раньше высказать свою правоту, то есть защитить собственные интересы, и от... ⇒
Добавить комментарий